Авиасалон МАКС-2019, который проходит с 27 августа по 1 сентября, запомнится деловым гостям прежде всего публичным полетом российской новинки, ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС-21, прямого конкурента европейского Airbus 320 и американского семейства Boeing 737. Новому российскому самолету придется нелегко: обе модели узкофюзеляжных иностранных машин — флагманы, приносящие около 70% от годовых продаж самолетов. Тем не менее, разработчикам МС-21 удалось наделить лайнер действительно уникальными чертами: самым широким в классе фюзеляжем, улучшенными аэродинамическими характеристиками и конкурентоспособной ценой.

Вторая сенсация авиасалона — демонстрация макета будущего российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера CR929. Несмотря на то, что самолет находится еще в стадии разработки, им уже сейчас интересуются за рубежом. Участвовать в проекте хотят и поставщики компонентов, в том числе и из Европы и США, рассказал порталу «Будущее России. Национальные проекты» главный конструктор самолета от российской стороны Максим Литвинов.

Удачный момент для МС-21

Разработкой и производством среднемагистрального узкофюзеляжного МС-21 занимается входящая в ОАК корпорация «Иркут». Самолет еще не продается, но уже заработал славу экономичной и современной машины благодаря применению композитных материалов (крыло МС-21 «ткут» из композитной нити на Ульяновском заводе). Сегодня «Иркут» построил 3 модели лайнера МС-21-300 — все они «на ходу» и проходят непубличные испытательные и сертификационные полеты. Но перед МАКС все три машины прилетели на аэродром Жуковского: одна из них встала недалеко от входа, вторая — у шале «Иркута» (в этот лайнер можно подняться гостям МАКСа) и третья осталась на летном поле. Именно она совершила первый публичный полет на глазах у президента РФ Владимира Путина и его турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана. Она же будет летать для гостей площадки все дни форума, вплоть до 1 сентября.

«В основу МС-21 заложено два критерия — это экономическая эффективность и комфорт», — рассказал журналистам президент «Иркута» и «Гражданских самолетов Сухого» Равиль Хакимов. Этому самолету придется конкурировать с самыми популярными в мире семействами: 373 у Boeing и 320 у европейской Airbus. В следующие 20 лет потребность в таких лайнерах составит 30 тысяч единиц, подсчитали в «Иркуте». И МС-21 будет претендовать на часть этого заказа.

Читайте также:  Спецборт МЧС России осуществил санитарно-авиационную эвакуацию тяжелобольных граждан из Калининграда в Симферополь и из Симферополя в Москву

«Как показывает практика на примере Airbus, мировой спрос сегодня балансирует между моделью Airbus A 320 и моделью A 321 (последняя имеет большую вместительность, но меньшую дальность полета). Именно в этой нише, между этими двумя самолетами, и сделан МС-21-300», — рассказал Хакимов. Дальность полета у этого лайнера — 6 тысяч км, вместительность — больше 210 пассажиров.

МС-21 выделяется более широким фюзеляжем — на 21 см шире, чем у конкурентов. Это позволяет сделать просторным коридор в центре салона — чтобы стюардесса с тележкой и пассажиры не мешали друг другу, двигаясь в противоположных направлениях. Эта же черта позволит при желании поставить в бизнес-классе пять кресел в ряд — такого не делал еще ни Boeing в своем семействе 737, ни Airbus в линейке 320.

При этом в эконом-классе самолета, представленного на МАКСе, очень просторно. «Многие устали от тесных компоновок, и даже лоукост-перевозчики думают об увеличении межкресельного пространства и о внедрении бизнес-класса. Мы даем им возможность сделать это», — говорит менеджмент «Иркута». За простор в салоне отвечают и самые широкие в классе иллюминаторы МС-21. Обычно такие большие окна ставят в широкофюзеляжных самолетах: они дают ощущение пространства и снижают тревожность у аэрофобов.

Широкий коридор в самолете выгоден не только пассажирам, но и самой авиакомпании. В «Иркуте» подсчитали, что их коридор сокращает время посадки-высадки пассажиров на 7 минут. В год это дополнительные 175 часов, которые лайнер может провести в воздухе.

Экономить можно будет и на керосине: двигатели иностранной Pratt&Whitney или отечественной Объединенной двигателестроительной компании (будут ставиться на выбор, по желанию клиента) в партнерстве с увеличенными композитными крыльями дает экономию топлива, говорят в компании, но не сообщают, насколько. Что касается цены за лайнер, она будет на 20% ниже, чем у конкурентов, заявили в «Иркуте».

Читайте также:  Первый рейс санитарной авиации выполнен в Хабаровском крае в 2018 году

Завершить летные испытания и получить сертификат типа в компании планируют в конце 2020 года. Но уже сейчас портфель твердых заказов на МС-21 составляет 175 машин, еще на 100 машин подписаны соглашения о намерениях. В дни МАКСа соглашения были подписаны еще на 15 лайнеров. Пять из них в будущем выразила желание купить российская авиакомпания «Якутия», и еще 10 — казахстанская Bek Air.

Американский Boeing сейчас испытывает проблемы с одним из самых своих востребованных самолетов, обновленной линейкой Boeing 737 max. Эксплуатация этих самолетов была запрещена после двух катастроф, произошедших в 2018 и 2019 годах с участием самолетов линейки MAX. Это дает шанс для МС-21, считают в Государственной транспортной лизинговой компании. Поиском иностранных клиентов для продуктов российского авиапрома занимаются и в Минпромторге. Экспорт продукции машиностроения — часть общей концепции развития несырьевого неэнергетического экспорта и экспортного национального проекта, согласно которому к 2024 году этот тип торговли будет приносить российской экономике 250 млрд долларов в год.

Российско-китайская фантазия

Если МС-21 уже взлетал, и не раз, то еще один лайнер — широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет CR929 совершит свой первый испытательный полет только в 2023 году. Но российские и китайские разработчики (страны создают лайнер совместно) понимают, какие у него будут габариты и параметры, и продемонстрировали их на макете, выставленном в одном из павильонов МАКСа.

Техническое проектирование самолета начнется через два года, а пока российская корпорация ОАК и китайская COMAC находятся на стадии эскизного проекта. «В следующей фазе работ мы проведем выбор поставщиков. В качестве поставщиков рассматриваются российские и китайские компании, а также компании из Европы и США. К последним у нас есть требования по локализации», — рассказал Максим Литвинов.

В ходе авиавыставки к павильону CR929 приходили с предложениями о сотрудничестве такие производители комплектующих как Rolls-Royce, Safran, Liebherr и другие, рассказывает российский специалист, и все они проявляют интерес к сотрудничеству. Ввод российско-китайского лайнера в эксплуатацию ожидается после 2025 года. Пока же в макете, представленном на МАКС, показали, как может выглядеть кабина пилотов будущего самолета, первый класс, бизнес-класс и эконом.

Читайте также:  В Перми надзорный орган оштрафовал крупную пассажирскую авиакомпанию

Новинки с экспортным потенциалом

После посещения авиасалона турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган заинтересовался российскими истребителями Су-35 и Су-57. Он не исключил, что эти самолеты могут быть куплены Анкарой вместо американских F-35. Российский и турецкий лидеры также поднимались на борт МС-21, осмотрели представленный на экспозиции средний вертолет Ка-62, тяжелый вертолет Ми-38 и самолет-амфибию Бе-200.

Вертолетные новинки на МАКС показал холдинг «Вертолеты России» — прежде всего это новая медицинская версия «Ансата». Вертолет предназначен для оказания скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме с последующей санитарно-авиационной эвакуацией пациента. Развитие санитарной авиации в России является одним из приоритетов нацпроекта «Здравоохранение» для увеличения доступности первичной медико-санитарной помощи в регионах. Требованиям к вертолетам, которые могут быть использованы в качестве воздушных карет скорой помощи, отвечают две российские машины — Ми-8 в медицинском исполнении, оснащенный современным навигационным оборудованием, и новый вертолет «Ансат».

Еще одна версия «Ансата», представленная на МАКС — премиальная. Интерьер бизнес-версии вертолета выполнен в стилистике российской линейки премиум-автомобилей Aurus, с использованием дерева и светлой кожи.

С интересной разработкой выступили на МАКСе разработчики из ГК «Динамика»: речь идет о квадрокоптере, способном подниматься на высоту до 100 метров с полезной нагрузкой до 100 килограмм. На такой коптер, к примеру, можно поставить специальное оборудование и вести его в небе перед ледоколом. В этом случае техника поможет оценить толщину льда и выбрать оптимальный маршрут для судна на северном морском пути, утверждают в компании. В первые дни МАКСа к ГК «Динамика» приходили интересанты из Ирана, Индии и других стран. Но клиентам придется подождать: квадрокоптеру еще предстоит пройти сертификацию.

Top.Mail.Ru