Зырянский филиал «Полярных авиалиний» обслуживает пять районов Якутии — Нижнеколымский, Среднеколымский, Верхнеколымский, Аллаиховский и Момский. Здесь базируется два вертолета Ми-8, Ми-8МТВ и самолет Ан-3. Уже 8 лет филиал возглавляет Вадим Олегович Черный. Он до последнего называл себя «летающим директором»: связано это с тем, что еще год назад авиатор совмещал должности бортмеханика и директора Зырянского филиала. В летной службе такое практикуется нечасто.

Человек-оркестр

— Сложно ли было совмещать две такие разные должности — бортмеханика и директора филиала?

— Нет, я привык выполнять разные функции, так как воспитывался, вырос и учился на «большой» работе, очень много разных видов работ у нас было — гравика, вылеты на отстрел волков, пассажирские рейсы, сопровождение научных экспедиций. Утром в горы летим, вечером — в тундру. С такой работой приобретаешь колоссальный опыт и отличный задел на будущее.

(Гравика предусматривает посадку на вертолете в лес на необорудованные площадки. Специфика такова, что при этом нужно учитывать ряд факторов: положение хвоста, воздушные потоки, силу и направление ветра и так далее.)

Сейчас у вертолетчиков, конечно, нет такого разброса по видам работ. Но работы достаточно: санавиация, круглосуточное дежурство, авиамониторинг пожаров и магистралей нефте-, газопроводов, пассажирские рейсы из наслегов в райцентры.

У нас «полярники» хороши тем, что они работают по всей республике, и в каждой ее части — своя специфика. В Тикси тундра: леса нет, но там туманы и ветра; на юге Якутии в Витиме — высокий лес, так называемые площадки-колодцы, у нас и в Верхоянье — высокие горы. Из-за этого считается, что якутские вертолетчики — самые опытные и самые универсальные в России.

В самое «пекло»

— В 1983 году вы начали работу в Зырянском авиапредприятии, устроившись сюда инженером смены. Помните те дни?

— Да, был февраль, стояли сильные морозы, сначала работал с Ан-2 и Ми-4: вставал, готовил, грел. Меня сразу направили в самое «пекло», инженером оперативной смены, но меня это не смущало: управлял бригадой из 8 человек. Спустя пять лет после окончания соответствующих курсов я был переведен в бортмеханики. Это, конечно, совпало с моей давней мечтой стать летчиком.

Наставником был командир Зырянского авиаотряда, легендарный человек Александр Владимирович Мехеда. В 80-е годы он был одним из первых, кто продвигал инициативу пилотирования на двух типах, чтобы летчики умели летать и на Ан-2, и на МИ-8. Не могу не сказать обо всех уважаемых ветеранах, в том числе Дворянкине Сергее Ивановиче, Мальцеве Владимире Николаевиче, Сивцеве Василии Алексеевиче, Яковлеве Семене Васильевиче, Телятник Викторе Михайловиче. В окружении этих выдающихся специалистов я рос, как бортмеханик, как инженер.

Читайте также:  Компания "Туваавиа" в 2,5 раза увеличила выручку в 2019 году

Контрасты

— Всегда нравилась смена пейзажей, окружения. Утром вылетаешь в горы, еще прохладно, турбулентности нет. Долетишь до оленеводов: там своя специфика: олени, юрты, эвены встречают, угощают мясом. К обеду возвращаешься в Зырянку: совершенно другой мир, горная страна, комаров нет. Заправляешься, и летишь куда-нибудь к рыбакам по Колыме: летники, изобилие северной рыбы, огромные замороженные нельмы, уха, строганина. К вечеру летишь, например, к геологам, они проводят научные экспедиции, показывают камни, на которые я бы внимания не обратил, рассказывают о находках кембрийского периода. Вот так мелькало по несколько картинок перед глазами за один день.

Полярное детство

— Насколько в годы в нашей юности был высок интерес к авиации?

— Я родился в Зырянке, и в детстве над нами безостановочно кружили вертолеты и самолеты.

В 70-е годы был расцвет северной авиации, Зырянский авиаотряд насчитывал около 400 человек, действовали три эскадрильи — Ан-2, Ми-4 и Ми-8, выполнялось множество полетов, перевозили геологов, рыбаков, охотников, работали по заявкам, шла смена Ми-4 на Ми-8. Работа авиатора была окутана романтикой. На слухи были фамилии полярных летчиков Николая Каманина, Михаила Водопьянова, Ивана Черевичного. На аэродром садились на дозаправку окрашенные красным цветом самолеты полярной авиации. И поневоле мечты всех местных мальчишек тянулись к воздушному флоту.

Кроме того, для нас, старшеклассников, в Зырянке проводили авиационный кружок «Малая эскадрилья», где мы с интересом слушали рассказы о работе летчиков, носили летную форму. Поэтому у нас выбора особо не было (смеется).

Только север!

— Я поступил в Харьковский авиационный институт. Серьезная контора, там готовили инженеров для космической отрасли. Уровень был высочайший, в стенах института была представлена вся история от братьев Райт до Юрия Гагарина, действовала кафедра, в которой раньше работал один из создателей первого турбореактивного двигателя в стране Архип Люлька. Все дышало знаниями.

Вскоре перевелся в Киевский институт гражданской авиации. Мне предлагали остаться в аспирантуре, работать на ремонтном заводе, но меня тянуло домой. Поэтому перед приемной комиссией заранее сделал «вызов» в Зырянку и попросился на север. Подумал: только романтика, только север, только Колыма!

Читайте также:  "Скорая" на крыльях

В Зырянском филиале «Полярных авиалиний» работают 26 человек, в том числе, специалисты по двигателю, электрорадиооборудованию, мойщики, служба технического контроля, инженеры. На территории есть АТБ (авиационно-техническая база) с ангаром и лабораторией, стоянки. Здесь проводят периодическое и оперативное техобслуживание двух Ми-8, Ми-8МТВ и Ан-3, транзитных Ан-24, Ан-26.

Непосредственно в Зырянке базируются Ми-8, используемый для поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (ПАСОП). Через поселок проходят международные трассы в Японию, Корею и Китай. В случае аварийной ситуации воздушное судно «Полярных авиалиний» должно взлететь в течение 30 минут летом, в течение часа — зимой. В Среднеколымске приписан новый санитарный Ми-8МТВ: это связано с большим числом наслегов и объемом санрейсов в районе.

У молодых авиаторов горят глаза

Вадим Черный отмечает, что для филиала, да и в целом для авиакомпании, характерна такая закономерность: работают много ветеранов и молодежи, а специалистов средних лет существенно меньше. В свою очередь, авиатор недавно был поражен тому, с каким энтузиазмом включились в работу студенты Якутского авиационно-технического училища, приехавшие на практику в АТБ.

«Очень энергичные ребята оказались, глаза горят, берутся за любую работу. Настолько они были увлечены, что когда форма вертолета подходила, они прямо ее с радостью облепляли, как пчелы. У меня аж душа радуется. Уверен, что с такими юношами авиакомпания не пропадет. Если на летчиков всегда был конкурс, то сейчас и в техническую службу ребята идут, много местных», — поделился директор Зырянского филиала.

ЧС

— Особенность Зырянки — наводнения. Раньше они были раз в 10 лет — в 1967, в 1976, в 1985. А сейчас они через год минимум. Прямо большие. Для многих это экстремально. А мы уже привыкли к этому, все отработано, есть запасной аэродром, лодки, возим экипажи и пассажиров.

При паводках филиал организует стыковычные рейсы, чтобы доставить пассажиров из Зырянки в Якутск: в последний раз проводили регистрацию на рейс в поселковом клубе, перевозили на лодках и пассажирской вахтовке, потом сажали людей на вертолет до Среднеколымска или Белой Горы.

Читайте также:  Санитарная авиация доставила тяжелобольного пациента в больницу Твери

О чем мечтает?

Собеседник с предвкушением ждет пополнения авиапарка. Он считает, что по деревням все-таки лучше не на вертолете, а на небольших самолетах по типу Ан-2, но более современных. Сейчас руководство «Полярных авиалиний» рассматривает их списание и приобретение ТВС-ДВС2 «Байкал». Также планируется приобрести новые вертолеты Ансат.

«Судя по отзывам «Байкал» — очень хороший самолет. Я очень хочу о том, чтобы в Зырянке стояли эти новые воздушные суда, чтобы мы могли по два раза в неделю выполнять недорогие внутрирайонные рейсы или между райцентрами. Моя мечта — чтобы людям на Севере было удобно летать друг к другу, чтобы они могли чаще видеться», — говорит Вадим Черный.

«Тысячи озер, Джек Лондон и бескрайняя тундра»

— Есть ли у вас любимый маршрут следования?

— С Зырянки — на север. Сначала перед тобой разворачивается Колыма, ее горный участок. Потом тысячи небольших озер. Это значит, что мы уже к Среднеколымскому району подлетаем. Тайга прекращается, начинается тундра. Летишь туда, где смыкается горизонт. Это значит, что мы уже в Черском. Впереди океан, а перед ним озера — но там их не тысячи, там они огромные просто. Эти места мне напоминают о первопроходцах. Речку ты от истока до устья пролетаешь за один день. Это завораживает. Еще можно полететь в Сеймчан — это уже Магаданская область, там повсюду плотины. Картина здесь другая: видно, что у лиственниц обхваты широкие. В сам Магадан в первый раз летать очень необычно: море вроде как на юге, как в Сочи, а тут оно северное. Сразу Джек Лондон вспоминается, вся эта романтика.

Страх высоты

— Что удивительно, у меня есть страх высоты. Расспрашивал коллег, он у многих есть. Например, когда на 20 этаже выхожу на балкон, у меня прямо ноги подкашиваются (смеется). Думаю, как же так. Кажется, что балкон какой-то хлипкий, поручни ненадежные.

О будущем

На вопрос о том, кто в будущем должен возглавить Зырянский филиал «Полярных авиалиний», нынешний директор, ветеран авиации Якутии отвечает однозначно. «Только молодым дорогу, никаких ветеранов. Они более развитые, более динамичные, не такие консервативные, умные. Я только за молодежь», — заключает Вадим Черный.

Top.Mail.Ru