Сегодня в России санитарная авиация остается самой заброшенной сферой в спасении человеческой жизни в экстремальных условиях. Санитарная авиация во многих субъектах РФ не имеет ни штатных образований, ни техники. В России есть частные воздушные компании, но этого мало, — считает корреспондент «НИ» Надежда Попова.

По признанию экспертов, дела с санитарной авиацией пока, действительно, обстоят неважно! В республике Саха Якутия меньше миллиона человек проживают на территории 3 103,2 тыс. кв. км (это площадь пяти таких стран, как Франция). Более 50 тысяч жителей Чукотки обитают по поселкам и стойбищам на площади 738 тыс. кв. км. Поэтому экстренная помощь тут немыслима без самолетиков с красным крестом на борту.

— Но сегодня законодательно понятие «санитарная авиация» в России отсутствует, — считает врач анестезиолог-реаниматолог Павел Попов. — Пока осталась скорая специализированная помощь, которая включает в себя работу на выезде врачей узких специальностей. Как таковая санитарная авиация именуется «оказанием медицинской помощи с применением авиационного транспорта». По современным нормативам она используется в том случае, если нет возможности прибытия скорой помощи в течение 20 минут.

— Самой санитарной авиации фактически нет: она представлена самолетами и вертолетами советского времени, — уверен генеральный директор ЗАО «Русские вертолетные системы» Алексей Зайцев. — Пациенты при транспортировке которых используется санитарная авиация, попадают, как правило, в федеральные центры. Быстрая доставка больных с инсультами или инфарктами способствует успешному лечению. Пациента с ожогами 95 % кожного покрова тоже можно вернуть к жизни, если вовремя доставить в Федеральный комбустиологический центр.

Но ведь пока невозможно в каждом городе организовать подобный центр! Значит, стране, всем без исключения регионам крайне необходимы самолеты (вертолеты) с красными крестами на фюзеляжах.

Известный детский доктор Леонид Рошаль давно высказывает мнение, что стране крайне необходима Федеральная целевая программа «Санитарная авиация России».

— Нужно по всей России развивать санитарную авиацию, которую мы фактически потеряли, — убежден доктор Рошаль. — В стране должна быть государственная программа развития санитарной авиации. Для этого надо создавать вертолетные площадки около лечебных учреждений в крупных городах, развивать систему авиаэвакуации. Геликоптер может исполнять функции реанимобилей. Применение геликоптеров сможет сократить время прибытия врачей к месту ДТП с 40 -50 до 8-10 минут. Необходимо принимать вердикт для развития авиации вдоль федеральных трасс, для привлечения авиационных технологий по доставке пострадавших в клиники.

Читайте также:  За сутки вертолетом санавиации Тверской области спасены четыре человека

Леонид Рошаль посоветовал законодателям выработать государственную программу повсеместного перехода на оказание медицинской помощи на месте происшествия специализированными бригадами скорой медицинской помощи и санитарной авиацией. В большой Москве она особенно необходима, поскольку позволяет миновать пробки, которые есть сегодня не только в центре, но и на выездах из города. За 10-15 минут вертолет может долететь до любой точки города в пределах МКАД.
Прямо перед Новым годом пришла такая хорошая новость: Министерство здравоохранения РФ подготовило предложение о пролонгации проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах РФ до 2025 года». 34 регионам (самым проблемным) до 2020 года перечислят субсидию 3,3 млрд. рублей для развития санитарной авиации.

Сегодня лидером по развитию санитарной авиации выглядит Приморье. Санитарная авиация помогает тяжелобольным жителям Приморья получить своевременную и качественную медицинскую помощь. С начала 2017 года работники санитарной авиации сделали более 180 вылетов. Эвакуировали почти 200 человек. Такая скорая помощь позволяет значительно сократить время доставки больного. Тем самым соблюдается правило «золотого часа», когда оказанная медицинская помощь имеет максимальный эффект. Что еще важно? Вертолеты способны развивать скорость свыше 200 км в час. Еще у них есть «лыжные» шасси, которые позволяют сесть на любую площадку. Лидерами по количеству доставленных пациентов в 2017 году стали Приморская краевая клиническая больница №1, Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства. Краевая детская клиническая больница №1.

Работает санитарная авиация в Республике Коми. В состав Республики Коми входят 20 административных образований, 60% из которых — сельские поселения. Общая потребность в использовании вертолетной техники для выполнения санитарных заданий оценивается в размере до 400 вылетов в год. Сегодня перевозка пациентов на вертолете Ми-8 доступна в круглосуточном режиме. Месяц назад в Сыктывкар прибыл новый санитарный вертолет. Машина оснащена медицинским модулем. Вертолет прошел сертификационную комиссию. Как рассказал командир воздушного судна Игорь Ковалевский, «начинка» вертолета претерпела большие изменения. Вертолет оборудован спутниковой системой навигации, системой геопозиционирования, а также системой предупреждения о приближении к земле. И совсем скоро ожидается поставка второго медицинского вертолета. Вертолеты санитарной авиации Коми смогут оперативно оказать помощь не только в городах и районах республики, а также в Архангельской области.

Читайте также:  Из Зеи в Благовещенск санитарным рейсом доставили больного ребенка в сопровождении врачей

Территория Ханты-Мансийского автономного округа по площади занимает седьмое место в РФ, а численность населения составляет более 1,6 млн. человек. Вся территория округа приравнена к районам Крайнего Севера. Географические и климатические особенности региона накладывают определенные трудности обеспечения равной доступности при оказании медицинской помощи. Для почти 100 тысяч человек, проживающих в самых отдаленных населенных пунктах Югры, санитарная авиация является единственной возможностью получения экстренной медицинской помощи. В Ханты-Мансийском автономном округе уже заработал Региональный центр экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации. В постоянном дежурстве находятся 5 бригад и 4 вертолета Ми-8. Причем, два Ми-8 оборудованы съемными медицинскими модулями.

Но вот совсем неважно обстоят дела с санитарной авиацией на острове Сахалин. В редакцию «Новых известий» часто приходят письма от жителей острова Сахалина с жалобами на некачественную медицинскую помощь. И на отсутствие санитарных рейсов. На это, в частности, жалуются жители Тымовского, Углегорского и Смирныховского районов. И буквально на днях этот вопрос рассматривался депутатами Сахалинской областной думы. Свои вопросы депутаты задавали министру здравоохранения Сахалинской области Алексею Паку. Министр признал наличие серьезных проблем в санитарной авиации. И обещал исправить ситуацию в ближайшее время.

Но что же мешает реанимировать санитарную авиацию на всей территории большой страны? Представитель холдинга «Вертолеты России» Олег Коновалов в ходе работы Межведомственной научно-практической конференции «Санитарная авиация и медицинская эвакуация » рассказал об основных проблемах в работе санитарной авиации. Прежде всего, наладить работу санитарной авиации в штатном режиме не позволяет отсутствие нормативно-правовой базы. Второй фактор — отсутствие в парке авиакомпаний достаточного количества современных воздушных судов, приспособленных для осуществления медицинской эвакуации. Для выполнения медицинских вызовов все еще используются вертолеты, которые обычно перевозят грузы и пассажиров. Третья проблема заключается в том, что в большинстве регионов пока слабо развита инфраструктура, необходимая для перевозки пациентов. Отсутствует необходимое количество вертолетных площадок при больницах. Эти площадки зачастую не имеют оборудования, так что для заправки топлива воздушному судну каждый раз требуется возвращаться на базу. Вот некоторая интересная статистика. Воздушные суда для медицинской эвакуации сегодня используются в 43 регионах РФ. Это 174 единицы авиатехники (123 вертолета и 51 самолет). В 41 регионе воздушные суда применяются на постоянной основе, еще в двух субъектах — по разовым договорам. Но для нужд санитарной авиации в России требуется не менее 200 вертолетов легкого и не менее 150 вертолетов среднего класса.

Читайте также:  Вертолет Бо-105 МЧС России успешно осуществил санитарно-авиационную эвакуацию тяжелобольного ребенка из Владимира в Москву

В последние годы медицинские вертолеты в России все чаще и чаще применяются для спасения человеческих жизней после ДТП. Приведем статистику по ДТП за 11 месяцев 2017 года: на 1 декабря в РФ произошли более 133 тыс. аварий. Они унесли 16 600 жизней. В этих ДТП пострадали более 168 тыс. человек. В ДТП за эти 11 месяцев ушедшего года погибли 582 ребенка. Показатель соотношения погибших к пострадавшим в РФ составляет 13%. Для сравнения, на территории США и Европы, где санитарная авиация развита значительно лучше, этот показатель не превышает 3%.

Значит, вертолетов нужно еще больше!

Поиск отелей

Мы на фейсбуке



Top.Mail.Ru